Коаны: парадокс или путь к просветлению?В тихом монастыре в горах мастер обращается к ученику и задаёт вопрос: "Как звучит хлопок одной ладони?" Ученик, ошеломлённый, пытается найти ответ, но осознаёт, что привычная логика бессильна. Это не просто загадка или шутка — это коан, уникальная практика дзен-буддизма, которая открывает дверь к более глубокому пониманию реальности. Но что такое коаны и почему они играют такую важную роль в дзенской традиции? Что такое коан?Коан (от японского слова "公案", которое можно перевести как "публичное дело" или "вопрос для размышления") — это короткий рассказ, фраза, вопрос или диалог, которые ставят под сомнение привычное восприятие мира. Коаны созданы не для того, чтобы быть решёнными в логическом смысле, а чтобы разрушить стереотипное мышление и приблизить ученика к просветлению. В дзен-буддизме считается, что просветление невозможно достичь только через разум, книги или изучение текстов. Коаны работают на уровне интуиции, заставляя ученика выйти за рамки привычного мышления и испытать момент "сатории" — внезапного озарения, в котором истины становятся очевидными без слов. Как работают коаны?Коан ставит ученика в состояние глубокого внутреннего конфликта, где привычная логика начинает разрушаться. Вместо поиска "правильного ответа", ученик сталкивается с необходимостью полностью отбросить свои умственные конструкции. Этот процесс требует огромной концентрации, медитации и смирения. Настоящий смысл коана не в том, чтобы найти "ответ", а в том, чтобы пережить трансформацию сознания. Например, если ученик сталкивается с вопросом "Как звучит хлопок одной ладони?", он может пытаться дать множество ответов: "тишина", "шум ветра", "ничего". Однако мастер будет отвергать их. Ученик постепенно понимает, что ключ не в словах, а в переживании вопроса на интуитивном уровне. История коановКоаны появились в дзен-буддизме Китая в период династии Тан (VII–IX века), когда традиция чань (предшественница дзен) начала оформляться. Позже, в Японии, дзен-монахи, такие как Доген и Хакуин, сделали коаны важной частью своей практики. Они использовались мастерами как инструмент для обучения, провокации и духовной проверки учеников. Коаны обычно записывались и передавались из поколения в поколение. Один из самых известных сборников коанов — "Мумонкан" ("Врата без ворот"), созданный в XIII веке. Этот текст содержит 48 коанов, каждый из которых сопровождается комментариями и стихами. Примеры коанов<>Как звучит хлопок одной ладони? Этот знаменитый коан ставит под сомнение само понятие звука, ожидая, что ученик поймёт суть вопроса, откинув логическое мышление. Умывание чаши Ученика спросили: "Что такое дзен?" Мастер ответил: "Помой свою чашу". Этот коан указывает на важность осознания настоящего момента и простоты в действиях. Трёхфутовый посох Мастер показывает посох и спрашивает: "Если вы назовёте это посохом, вы ошибётесь. Если не назовёте это посохом, вы тоже ошибётесь. Что это?" Дерево с сушёными цветами Ученик спросил мастера: "Каково истинное значение Будды?" Мастер ответил: "Дерево с сушёными цветами". Здесь мастер разрушает ожидания ученика о "глубоком" ответе и направляет его к восприятию простоты. Нос мастера Джошу Ученика спросили: "Что такое Дао?" Мастер Джошу ответил: "Нос моего лица". Коан заставляет ученика осознать, что истинный ответ лежит не в абстракции, а в повседневной реальности. Еще несколько коанов для самостоятельного осмысления. «Если ты не можешь найти себя, кто ищет?» «Сколько раз нужно хлопнуть в ладоши, чтобы услышать тишину?» «Куда исчезает тень, когда светит луна?» «Может ли зеркало отразить само себя?» «Если дерево падает в лесу, и никто не слышит, куда уходит его звук?» «Какой вес у мысли, которая никогда не приходила?» «Если ты — это не твоё имя, то кто откликается, когда тебя зовут?» «Где начинается река, если её исток — это море?» «Можно ли нарисовать ветер, не касаясь кисти?» «Если весь мир — сон, то кто видит сновидца?» «Куда уходит пламя, когда свеча гаснет?» «Если ты — это не тело, то чьи следы остаются на песке?» «Какой звук издаёт падающий лист, если его никто не слышит?» «Если время — это иллюзия, то кто стареет?» «Можно ли услышать песню камня, если он молчит?» «Если ты — это не твои мысли, то кто их думает?» «Куда исчезает радуга, когда её никто не видит?» «Если весь мир — это зеркало, то кто смотрит в него?» «Какой вкус у воды, если её не пробовать?» «Если ты — это не твоя история, то кто её рассказывает?» Практика работы с коанамиВ дзенской традиции работа с коанами осуществляется под руководством мастера. Ученика могут попросить медитировать над одним коаном в течение недель, месяцев или даже лет. Мастер оценивает прогресс ученика по его реакции на коан, но правильный ответ может быть крайне неожиданным. Например, в ответ на вопрос "Как звучит хлопок одной ладони?" ученик может просто поднять руку и хлопнуть себя по лбу. Это будет принято, если в этом ответе мастер увидит искреннее понимание. Почему коаны важны?Коаны заставляют нас выйти за пределы привычного мышления и воспринимать мир таким, какой он есть, без концепций, интерпретаций и фильтров разума. Они помогают развивать осознанность, внутреннюю тишину и интуитивное понимание. В современном мире, где нас окружает информационный шум и стресс, коаны становятся напоминанием о том, что настоящее понимание жизни лежит не в разуме, а в опыте. Коаны — это не просто древние загадки, а мощный инструмент, который помогает раскрыть наше сознание. Их парадоксальность не разрушает логику, а лишь показывает её ограничения, приглашая нас испытать мир без предвзятых мыслей. Попробуйте задуматься над коаном и увидеть, куда он вас приведёт. Возможно, именно в его парадоксе вы найдёте ответ на вопрос, который всегда искали.
Жизнь повторяет искусство: австриец фотографирует посетителей музеев, «совпавших» с картинамиВенский фотограф Стефан Драшан (Stefan Draschan) снимает посетителей европейских музеев на фоне «подходящих» им картин — когда одежда или прическа человека сочетается с произведением искусства по цветовой гамме, насыщенности или орнаменту. Ради удачного кадра фотограф может пропадать в музеях часами. удя по сайту Драшана, он вообще любит подмечать вокруг визуальные пары: он ведет блоги об одинаково одетых парах, о тройках людей на фоне картин, о машинах на фоне похожих домов, а также о людях, которые спят в музеях. Источник: bigpicture.ru
Звуковое сопровождение: 7 удивительных природных и рукотворных акустических эффектов, которыми можно насладиться в разных уголках мира«Голос моря», стоячие волны, поющие пески, шепчущие стены и эхо, похожее на крик священной птицы, — в мире существует множество объектов, как природных, так и рукотворных, которые создают удивительные акустические эффекты. «Вокруг света» рассказывает о нескольких самых интересных. Голос моря«Голосом моря» называют инфразвук, возникающий при воздействии ветра на волны. Но мы не можем его услышать: он слишком низок для человеческого уха. В хорватском городе Задар, расположенном на берегу Адриатики, решили придать голосу моря иное звучание и построили Морской орган. Под городской набережной уложили ряд труб, один конец которых опущен под воду, а второй соединяется в толще берега с трубами типа органных. Под напором набегающих волн воздух движется в органных трубах, порождая звуки, выходящие из отверстий в верхней ступеньке набережной. В 2005 году проект получил Европейскую премию за лучшее общественное пространство. Звучание Морского органа напоминает трубный глас слонов. И все же в музыкальном отношении он выгодно отличается от еще одного волнового органа — построенного в 1986 году на берегу залива Сан-Франциско. Его называют акустической скульптурой. Американский «орган» усиливает звук плещущихся волн: из труб раздается атональное громыхание, треск, хлюпанье, дребезжание, шипение и бульканье. На набережной установлены скамейки, чтобы удобнее слушать подлинные звуки океана. Песни песковПесчаные пустыни занимают миллионы квадратных километров, и при этом известно всего несколько десятков дюн, которые временами издают протяжные звуки, напоминающие далекий гул реактивного самолета. Механизм возникновения этих звуков до конца не изучен. Судя по всему, дюны начинают «петь» только при совпадении ряда условий. Песчинки должны быть достаточно мелкими и круглыми, а сама дюна должна иметь определенную влажность. Когда по крутому склону начинает сходить песок и образуется лавина, звук возникает от трения песчинок друг от друга. Такая лавина может состоять из нескольких сотен тонких песчаных слоев, и при синхронном движении зерен песка возникает множество вибраций. Когда звуковые волны начинают отражаться от поверхности дюны и влажного слоя песка, возникает резонанс, и громкость звука увеличивается. Гул может быть слышен на расстоянии нескольких километров. Музыка из-под колесНа исходе XX века два датских художника придумали, как воспроизводить мелодии при помощи автомобиля. В дорожном полотне проделывают поперечные борозды. При движении возникают звуки разной высоты в зависимости от расстояния между бороздами. В России первая музыкальная разметка, появившаяся в 2024 году на трассе М-11 «Нева», играет «Калинку». А на одном из участков автострады в Пекине звучит мелодия песни «Без Коммунистической партии не было бы нового Китая». Музыкальные участки повышают безопасность движения: мелодия воспроизводится правильно только при движении на определенной, правильной, скорости. Часы на пару со свистомЖители средневековых городов определяли время преимущественно на слух: единственным хронометром были куранты на ратушной башне. Когда отпала насущная необходимость в колоколах, пришла пора для воплощения новых замыслов, весьма оригинальных. В 1977 году в историческом центре Гастаун канадского Ванкувера установили первые в мире часы, приводимые в действие паровым двигателем, который подключен к системе городского отопления. Вместо традиционного колокольного перезвона кварталы Гастауна оглашаются мелодичными пересвистами. Каждые 15 минут группа паровых свистков выводит так называемые «вестминстерские четверти» — незатейливые мелодии из четырех нот, которые больше полутора веков звучат на часах знаменитой лондонской башни Биг-Бен. Каждая четверть имеет собственный мелодический рисунок. Эолово деревоНесколько октав охватывает «певческий» диапазон Поющего и звенящего «дерева» в Пеннинских горах на севере Англии. Трехметровая скульптура изготовлена из стальных трубок, часть из которых имеет в торце отверстие. Благодаря этому под действием ветра дерево звучит как многоголосый хор. Идея использования ветра для создания музыкальной атмосферы не нова. Пару столетий назад, например, в Европе модным увлечением была эолова арфа, названная по имени древнегреческого бога ветров. Это деревянные ящичек с протянутыми внутри струнами, которые озвучивает ветер. В середине XIX века в России самая известная беседка с эоловой арфой находилась в Пятигорске на горе Машук. Беседка сохранилась доныне, а арфа, к сожалению, нет. Крик кетцаляВ Мексике среди развалин древнего города майя Чичен-Ица есть пирамида Кукулькана. Если, стоя у ее подножия, хлопнуть в ладоши, звук отразится от массивных ступеней и возвратится эхом, похожим не на резкий хлопок, а на птичье щебетание, понижающееся по частоте. Эффект достигается благодаря двум факторам. Во-первых, верхние ступени пирамиды расположены дальше от подножия, и звук отражается от них позже, чем от нижних. Поэтому эхо получается протяженным во времени. Во-вторых, геометрия пирамиды преломляет звуковые волны так, что сначала человек слышит более высокие частоты, а затем низкие. Поэтому частота эха на слух понижается. Некоторые слышат в этом эхе крик кетцаля, священной птицы майя. Отсюда предположение, что индейцы намеренно добивались такого эффекта при строительстве сооружения. Шепот стенВ некоторых больших помещениях округлой формы и с куполом шептание у одной стены слышится у стены противоположной. Это явление получило название эффекта шепчущей галереи. Поскольку округлая форма и купол — обычные приметы религиозных сооружений, в феномене видели сверхъестественный мистический смысл. Однако в конце XIX века английский физик лорд Рэлей исследовал это явление в лондонском соборе Святого Павла и сумел объяснить его причины с помощью законов природы: за счет многократных отражений звуковой волны в галерее возникают так называемые стоячие волны, которые распространяются по вогнутой поверхности, проще говоря, прижимаются к округлым стенам помещения и переносят даже самые слабые звуки. Автор текста:Степан Задорожный Источник: vokrugsveta.ru
Фабрицио Корнели. Художник, рисующий теньюЧтобы увидеть рассвет, его нужно дождаться. Это в полной мере относится и к творчеству современного художника Фабрицио Корнели. Насладиться красотой его картин можно, лишь направив на них луч света. «Свет — это энергия, которая создает формы», — считает итальянский художник. Сначала Фабрицио рассчитывает падение света: искусственного или солнечного, что значительно усложняет задачу. Далее из пластика или металла он сооружает необходимые конструкции. Их мастер располагает на стенах ‒ как внутри, так и снаружи зданий! Бывает, что без посторонней помощи и специального оборудования закрепить детали просто невозможно. Когда сооружение готово, Фабрицио направляет на него свет, и происходит чудо! Непонятное бесформенное железо начинает оживать, и мы видим удивительные силуэты людей и предметов. Принято считать, что в основе творчества этого художника лежат принципы анаморфоза, трансформации и деформации, которые известны миру ещё с эпохи Ренессанса. Несмотря на это, каждая работа Корнели выглядит вполне современной и оригинальной. Трудно однозначно определить жанр его произведений. По мнению критиков, это «совокупность художественной графики и технического творчества». Зарождение и развитие творчества Фабрицио произошло в одном из самых красивых городов Италии. Родившись в 1958 году, художник прожил всю свою жизнь во Флоренции. Там же, где и Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте. С двадцати лет он участвовал в выставках современного искусства по всей Италии, а уже в 1980 году состоялась его первая персональная выставка в Риме. Корнели не единственный «рисующий тенью» художник. Но главная его отличительная черта — масштаб произведений. Работы мастера экспонировались на огромных фасадах домов в Риме, Барселоне, Брюсселе, Берлине и Париже. Фабрицио не останавливается на достигнутом. Постоянно совершенствуя свои технические методы, он ищет всё новые идеи. До сих пор художник принимает участие в престижных выставках, а его грандиозные произведения украшают здания многих стран мира.
Необычные цветы, многие из которых вы даже не видели!Природа полна чудес, и цветы — одно из ее самых ярких творений. В этой статье вы найдете подборку удивительных и необычных цветов, которые поражают воображение своей формой, цветом и оригинальностью. Эти растительные шедевры — настоящая галерея красоты, которую вы, возможно, никогда раньше не видели. Трициртис или жабья лилия Этот цветок растет в Японии и больше напоминает морскую звезду, нежели растение. Рябчик (Fritillaria)Fritillaria с латинского означает коробочка с игральными костями. Необычное растение также известно как шахматный цветок. Циприпедиевые Эти цветы также известны как дамские тапочки или венерин башмачок, из-за желтого выпирающего лепестка. Призрачная орхидея (Dendrophylax lindenii)В данный момент находятся на грани исчезновения, произрастает в американском штате Флорида, также на Кубе и Багамских островах Стронгилодон крупнокистевойЭти бирюзовые растения являются родственниками гороха и фасоли, их можно встретить на Филиппинах Страстоцвет мясо-красныйЕсть много типов цветов, относящихся к этому семейству, которые можно найти по всей Америке и Азии. Такие цветы можно увидеть во время цветения маракуйи и их очень любят колибри. ДурманНесмотря на всю свою красоту, это очень токсичные цветы, которые запросто могут ввести человека в тяжелое состояние бреда, вплоть до смертельного исхода. Когда-то эти цветы широко использовали в качестве яда в Европе и Азии. Платикодон крупноцветковойТакже известен как цветок «воздушный шар». Произрастает в восточной Азии и иногда используется как ингредиент в приготовлении салатов. Имбирный улей (Zingiber spectabile)Фантастические цветы, напоминающие улей, могут достигать до 4,5 м в высоту. Орхидея «летящая утка»Угадайте, почему этот цветок получил такое название! Китайский фонарик (Abutilon × hybridum)В этом семействе много красивых цветов, но этот является самым ярким… Аморфофаллус титаническийЭтот красивый цветок, также известен под шокирующим названием — «трупный цветок», потому что во время цветения он источает запах гниющего мяса. Это необходимо для того, чтобы привлечь питающихся падалью животных и насекомых для опыления. ПсихотрияПо сути эти красные «губы» не являются цветком, они лишь защищают цветок, который находится внутри них. Встречается в Центральной и Южной Америке. Орхидея «белая цапля» (Pecteilis radiata)Эта орхидея, родом из Центральной и Восточной Азии, напоминает пушистую белую птицу. Такка Шантрье или «черная летучая мышь»Цветок, очень напоминающий большую черную летучую мышь, можно найти в Юго-Восточной Азии. Благодаря своей «готической» цветовой гамме, данный цветок стремится держаться подальше от солнечного цвета. Орхидея «святой дух» (Peristeria elata)Не путаете с призрачной орхидеей, данный цветок произрастает в Центральной Америки и также носит название орхидея-голубка (тоже попробуйте догадаться почему) Цветы «спортинг» Ботаники называют этот феномен «спортинг», который означает спонтанную мутацию одной части растения Трихозант змеевидныйЭто кружевной цветок со змееобразными плодами родом из Южной Азии, но его можно встретить в теплых регионах по всему миру. Его плоды и зелень съедобны Орхидея «голый мужик» (Ятрышник Италийский)Вы сразу можете видеть причину такого необычного названия цветка Хойя (Восковой плющ)Маленькие цветочки выглядят как конфеты Обезьянья орхидея (Dracula simia)Орхидея, цветок которой очень напоминает печальную обезьяну Японская камелия (Camellia Japonica)Этот цветок может показаться вам совершенно обычной формы и цвета, но вся его необычность заключается в спиральном цветении лепестков и в том, что он растет на высоте более 300 метров и цветет только в холодную погоду ЭпифиллумЭти растения цветут очень редко, и только в ночное время. Они чрезвычайно чувствительные. Львиный зев (Antirrhinum)После того как львиный зев отцветает, остаются семенные коробочки, которые очень похожи на маленькие черепа. Источник: bigpicture.ru
Молитва природы. Удивительные стихи Дмитрия МережковскогоЭти стихи Дмитрия Мережковского пронизаны глубоким чувством единства природы, звучащей в ее молитве. Природа говорит голосом вечности, моля о мире и любви, и напоминает нам о нашей связи с миром и его гармонией. МОЛИТВА ПРИРОДЫНа бледном золоте померкшего заката, Как древней надписи причудливый узор, Рисуется черта темно-лиловых гор. Таинственная даль глубоким сном объята; И все, что в небесах, и все, что на земле, Ни криком радости, ни ропотом страданья Нарушить не дерзнет, скрываяся во мгле, Благоговейного и робкого молчанья. Преобразился мир в какой-то дивный храм, Где каждая звезда затеплилась лампадой, Туманом голубым струится фимиам, И горы вознеслись огромной колоннадой; И, распростерта ниц, колена преклонив, Как будто таинство должно здесь совершиться, Природа вечная, как трепетная жрица, Возносит к небесам молитвенный призыв: «Когда ж о, Господи, окончится раздор За каждый клок земли, за миг существованья, Слепых и грубых сил ожесточенный спор? Пошли мне ангела любви и состраданья!.. Не Ты ли создал мир, Владыка всемогущий, Взгляни, – он пред Тобой в отчаянье поник, – Увы, не прежний мир, не юноша цветущий, А дряхлый и больной измученный старик!..» Тысячелетия промчались над вселенной... О мире и любви с надеждой неизменной Природа к небесам взывает каждый день, Когда спускается лазуревая тень, Когда стихает пыл и гром житейской битвы, Слезами падает обильная роса, Когда сливаются ночные голоса В одну гармонию торжественной молитвы И тихой жалобой стремятся в небеса. 1883 ДМИТРИЙ МЕРЕЖКОВСКИЙ (1865-1941)
Кто такие раскосмаченные и зачем они рвали на себе волосыВ давние времена на Руси было принято приглашать на похороны профессиональных плакальщиц. Их задачей было провожать усопшего в последний путь горестными криками и слезами. Этих женщин, наделяемых особыми способностями общаться с потусторонним миром, называли по-разному: иногда вопленицами, а порой — раскосмаченными. Традиция была широко распространена, плач и стенания считались необходимой частью прощания с усопшим. Кто такие раскосмаченныеВ старину на похоронах на Руси не было принято видеть мужчин в роли плакальщиков. Эту честь возлагали исключительно на женщин, которые символизировали домашний очаг и землю, дающую жизнь и принимающую тела людей после смерти. Женщин, оплакивавших покойника, называли раскосмаченными. Это название было таким, потому что полагалось выражать скорбь с распущенными волосами. Раскосмаченные безудержно плакали и приговаривали, мотая головами и порой рвали или даже стригли свои волосы. Это необычное поведение было связано с языческим обрядом, который существовал до принятия христианства. В те времена плакальщицы выдергивали волосы как знак разрыва связи покойного с миром живых. Однако и после крещения Руси эта традиция не исчезла полностью, хотя церковь пыталась пресекать ее. В народной среде раскосмаченные по-прежнему пользовались уважением и не оставались без работы. В каждом селе и деревне находились женщины-вопленицы, знавшие, когда и как следует рыдать, и умевшие петь причитания. Они обучались этому искусству с раннего возраста и гордились им всю жизнь, даже если плакали неискренне — ведь это была их работа. Народ высоко ценил их талант. Они могли и спеть над покойниками, и заработать деньги, и поесть за поминальным столом. Особо выделяли тех "воплениц-раскомаченных", кто обладал способностью импровизировать в своих причитаниях и складывать их в особые песнопения без особой подготовки. Влияние христианства на традицииДо 15 века православные священники призывали мирян к соблюдению христианских норм, считая распущенные волосы у женщин недопустимыми, так как они ассоциировались с падением нравов и непотребством. Отсюда идет запрет находиться непокрытой головы для девиц и жен, который до сих пор существует в некоторых консервативных кругах. Аргументируя свою позицию, церковнослужители ссылались на слова архиепископа Иоанна Златоуста, осуждавшего плакальщиц и воплениц как противоречащих христианским учениям, в частности, теме воскресения мертвых. Вместо шумных похоронных обрядов он предлагал провожать усопших тихими молитвами, священными песнопениями и обрядом отпевания. Однако в народе сохранились древние обычаи, сочетающие христианские и языческие традиции. Поэтому плакальщицы и по сей день оплакивают покойников с такой же искренностью и эмоциональностью, но уже с прикрытыми головами. Они приглашаются не только на похороны, но и на поминальные трапезы, где им полагается задавать вопросы родственникам усопшего. В некоторых случаях плакальщиков приглашают из-за отсутствия родственников, которые могли бы почтить память умершего, но чаще всего это делается по традиции. Историки отмечают, что раскосмаченные видели свою миссию не как работу за деньги, а как служение обществу, которое они выполняли от всего сердца. Требования к профессиональным плакальщицамВ старину профессиональные плакальщицы, или раскосмаченные, были настоящими мастерицами своего дела. Они обладали прекрасным актерским мастерством, убедительной речью, мощным голосом и знали множество похоронных и поминальных причитаний, которые назывались "причетной речью". Традиционные плачи-причитания были самобытным жанром народного искусства, передаваемым из поколения в поколение. В каждом уголке страны существовали свои уникальные песнопения, отражавшие характерную жизнь местных жителей, и каждая раскосмаченная исполняла их неповторимо. Согласно мнению фольклористов, искусные вопленицы владели особыми дыхательными техниками, которые позволяли им проникать в самую душу родственников и близких умершего, помогая справиться с болью утраты. Этнографы, собирающие похоронные, надгробные и надмогильные стихи-плачи с характерным ритмическим строем, утверждают, что, зависимости от того, кем был покойник, раскосмаченная выбирала соответствующие причитания. Например, оплакивая безвременно ушедшую дочь, она пела: «В небесах гаснет свет, жизнь покидает нас. Уходит дитя, будто солнце за тучи. Месяц угасает, встречая утро, звезды меркнут, скорбя о нашем горе. Летит моя лебедушка белая, вдаль, где путь неизвестен и опасен». Плакальщицы не только пели, облегчая переход покойного в мир иной, но и брали на себя роль распорядителя ритуала, указывая каждому участнику его место и помогая ему исполнить предназначенную роль. Кстати, профессия плакальщицы не является уникальной для Древней Руси. Эта традиция присутствовала и в других культурах. В Древней Греции и Риме, облачившись в лохмотья, они пели погребальные песни, испускали стоны отчаяния.В Египте плакальщицы олицетворяли богиню Изиду и сопровождали усопшего до гробницы, неся дары. В Ассирии плакальщицы рыдали и посыпали голову пеплом, возглавляя похоронную процессию. Эта традиция сохранилась и в некоторых современных культурах. Плакальщицы встречаются в Сербии, Бразилии, Испании, Греции. В Китае их роль исполняют артистические труппы, которые помогают родственникам выплеснуть скорбь и смириться с утратой. В Гане и других африканских странах оплакиванием покойников занимаются только овдовевшие женщины. Однако не во всех культурах эта традиция приветствуется. Например, шариат осуждает эту практику, и она запрещена во многих исламских государствах. Власти Таджикистана даже ввели закон, запрещающий вырывание волос, царапание лица и громкие крики на траурных церемониях. Источник: billionnews.ru
|
|